Ростуризм намекнул на то, что турагентам тоже могут помочь

Ростуризм намекнул на то, что турагентам тоже могут помочь
Фото: fionnafernandes.com

В понедельник, 27 апреля, глава ассоциации туроператоров выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко провел вебинар для турагентов с целью разъяснения новой акции. В минувшую пятницу организация разослала письмо следующего содержания: «По поручению Федерального агентства по туризму и в целях проработки дальнейших решений, направленных на снижение финансовой нагрузки на субъекты туристической индустрии, по электронной почте вам направлен запрос на предоставление информации о реализованном туристском продукте турагентами, сведения о которых внесены в реестр ассоциации “Турпомощь” на дату исполнения запроса». Сводный отчет организация просила предоставить в кратчайшие сроки, а именно в течение пяти дней. Запрос «Турпомощи», сделанный по поручению Ростуризма, привлек внимание агентов, и в своих закрытых группах они обсуждали «что бы это могло значить» – витиеватый язык изложения распутать так и не смогли.

На вебинаре Александр Осауленко дал понять, какова конечная цель акции, – Ростуризм стремится оценить масштабы бедствия розничного рынка и включить предложения о его поддержке в так называемый второй пакет мер, который готовит кабинет Мишустина. «Цель анкетирования носит отнюдь не бюрократический характер. В первую очередь оно необходимо, чтобы в процессе формирования правительством предложений помощи туристическому бизнесу понять объемы неисполненных обязательств, которые имеются и у розничного звена», – сказал на вебинаре Осауленко. Он также отметил, что организация только выполняет рекомендации Ростуризма, и передавать данные о продажах турагенты не обязаны. Тем не менее у государства есть планы по отдельной адресной поддержке не только туроператоров, но и розницы.

Участники вебинара, около 50 компаний, в основном интересовались деталями исполнения: за какие даты вносить информацию о проданных турах и оказанных услугах? Александр Осауленко ответил: с 25 января до конца года. Вторым по популярности был вопрос: почему мы не получили анкету? Выяснилось, что рассылка производилась только компаниям из реестра ассоциации.

Сегодня эксперты не смогли объяснить TourDom.ru, почему Ростуризм решил опрашивать именно турагентов. Информацией обо всех реализованных турах и услугах располагают туроператоры, их число значительно меньше, они умеют коммуницировать с властью, обладают ресурсами и опытом для подготовки отчетности. «Для чего ту же информацию и по крупицам собирать от агентств, тем более не от всех, я не понимаю, к тому же этот рынок совершенно непрозрачный», – сказал один из собеседников редакции. Его слова в ходе вебинара подтвердил и сам Осауленко: «К сожалению, туристический рынок – это космическая черная дыра в восприятии многих наших партнеров по отрасли».

В любом случае, эксперты туроператорского рынка, к которым обратился TourDom.ru, не верят в то, что розница получит целевые субсидии: «Об этом даже смешно говорить. Белые туроператорские структуры не могут воспользоваться льготами, что уж говорить о рознице, которая в представлении Минфина – как частный сектор в Крыму, для которого законы не писаны», – сказал TourDom.ru один из собеседников.

В своих оценках перспектив новой инициативы Ростуризма туроператоры опираются на методы финансовой помощи от правительства в связи с коронавирусом – большинство остались разочарованы разрывом между тем, что было обещано, и механизмом реализации.

Сами представители розничных компаний неоднократно высказывались о том, что правительство должно вмешаться в регулирование агентств. Иначе страдают законопослушные компании. «Рынок нуждается во внимании государства еще и потому, что сейчас все нацелено на решение проблем на этапе, когда продукт реализован, но путь туриста начинается с обращения в турагентство, и если навести порядок в рознице, то самих критичных ситуаций, жалоб и разбирательств будет намного меньше, – уверен Андрей Якубов («Руссо туристо»). Эксперты также давно просят правительство о том, чтобы было введено понятие, аналогичное ФПР, и фактические расходы агентств учитывались в расчетах суммы по возвратам туров и услуг. В противном случае агентства вынуждены работать бесплатно, а это приводит к массе негативных последствий. Тем более в условиях, когда неисполненные обязательства перед туристами из-за коронавируса оцениваются в 80–90 млрд рублей.

Источник: tourdom.ru