Игорь Матвиенко: «Музыка в тупике, что будет дальше, не знаю…»

Игорь Матвиенко: «Музыка в тупике, что будет дальше, не знаю…»

Игорь Матвиенко: «Музыка в тупике, что будет дальше, не знаю…»

Он может написать крутой танцевальный хит, а может — такую песню, которая за душу возьмет и уже не отпустит.

Более чем за четверть века создатель групп «Иванушки», «Любэ», «Фабрика» и «Корни» стал практически классиком российской эстрады, его песни пела и поет вся страна. Недавно знаменитому композитору и продюсеру Игорю Матвиенко исполнилось 60 лет.

Что ж, хороший повод поговорить за жизнь…

ПРОДЮСЕР С ДВУМЯ «С»

— Игорь Игоревич, вы как-то сказали, что профессия продюсера переместилась в интернет и сейчас не так уже востребована и нужна...

— Когда появилось слово «продюсер», никто вообще не знал, что это такое. Наш продюсерский центр — один из самых первых в стране. У нас даже сохранились уставные документы, где слово «продюсер» написано с двумя «с», потому что тогда никто особо не понимал, что это такое, как пишется и что означает.

Могу сказать, что и сейчас далеко не все понимают. Многим кажется, что продюсер должен постоянно двигать артиста — раскручивать, пиарить. А сейчас эта профессия — отмирающая, как когда-то фарцовщик. Другое дело — музыкальный продюсер. Это тот человек, который должен проводить все свое время в студии, писать музыку, работать с артистом над звуком и так далее.

Музыкальный продюсер — это как советчик, эксперт. Есть уникальные певцы, такие как Алла Борисовна Пугачева. Она в себе совмещает и исполнителя, и продюсера...

Сейчас, кстати, очень интересная тенденция, если говорить про интернет: блогеры становятся певцами. Сначала они наращивают у себя несколько миллионов подписчиков, а потом записывают песни. Примеров множество, начиная от Little Big до Ольги Бузовой. То есть они сначала берут аудиторию, а технологически записать песню не так уж и сложно. Ты размещаешь ее у себя — и тебя посмотрело больше, чем на любом телеканале.

Вы понимаете, какой это инструмент! Но при этом очень жалко настоящих певцов и творцов: они не могут быть услышаны, потому что у них нет нескольких миллионов подписчиков. И им надо помогать — не побоюсь этого слова — на государственном уровне! Вот еще для чего нужны продюсеры.

— А кто вам помог состояться в жизни?

— Могу сказать огромное спасибо моему первому педагогу профессору консерватории Александру Капульскому. Он и привел меня в музыку, потому что без него я бы точно не занимался этим и сейчас находился бы в другом месте... На самом деле в каждый период жизни возникает такой человек, которому хочется сказать слова благодарности.

Сейчас, с возрастом, я замечаю, что больше склонен к каким-то философским размышлениям. И вот есть такой прекрасный религиовед Андрей Зубов — практически каждый день я слушаю его лекции по религиоведению и считаю, что все их должны послушать. Хорошо, что такие люди есть. Ведь они помогают нам жить!

«СЕЙЧАС ВСЕ АРТИСТЫ КАК МОТЫЛЬКИ»

— «Любэ» 30 лет, «Иванушкам» 25, да и «Фабрика» уже, если можно так сказать, совершеннолетняя. Новые группы под свое крыло не планируете брать?

— Нет. Если честно, то мне это немного надоело. В современном мире поменялась культура потребления музыки — она стала как фон, такой белый шум. Искусственный интеллект тебе подбирает музыку: вот эта, для того чтобы заниматься спортом, вот эта, для того чтобы заниматься любовью. Даже думать не надо. Исполнителей уже никто даже не знает в лицо...

Я немного философствую сейчас, но это действительно наболело. Я просто для себя не понимаю и не могу сделать вывод: это хорошо или плохо? Может быть, так и нужно? В поп-музыке уже было все — разные стили и направления. Сейчас такая волна ретро: очень популярны 90-е. Но бесконечно это не может продолжаться. Все зашло в какой-то тупик. Что будет дальше — не знаю. Единственное, что я знаю, — нашему поколению очень повезло, что был период в 70-е и 80-е годы, когда мы собирали пластинки, с любовью их слушали. Популярная музыка была центром нашего мира.

— Молодежь с вами не согласится, у нее сейчас свои кумиры, а то, что любимо старшим поколением, они и в грош не ставят…

— Я своих детей (они, правда, у меня уже выросли — самому младшему почти 20 лет) спрашиваю: «Вот что вы будете слушать через 20-30 лет, о чем ностальгировать?» И они мне не могут ответить на этот вопрос. Прекрасные жанры рэп и хип-хоп, но все песни как мотыльки, и артисты как мотыльки... Например, не так давно была популярна Монеточка — как я считаю, замечательная артистка с большим потенциалом… Вот где она сейчас? Звучит тысяча новых треков, появляется огромное количество артистов. Но хочется верить, что все же что-то останется…

— А с детьми не хотите поработать?

— Я еще не достиг пенсионного возраста! (Смеется.) Замечательный композитор Игорь Яковлевич Крутой — он немного постарше — уже работает с детьми, Раймонд Паулс тоже. Все с возрастом к этому приходят. У меня есть студенты, но они уже не дети. А вот с детьми, наверное, очень сложно — нужно быть честным и откровенным, без всякой фальши, иначе они тебя не воспримут и не поймут…

Игорь Матвиенко: «Музыка в тупике, что будет дальше, не знаю…»

* С актрисой Натальей Лапиной и Николаем Расторгуевым, 1993 год

 

«ПАТРИОТИКА КАК-ТО ВСОСАЛАСЬ В КРОВЬ»

— Ваши песни обычно начинаются с музыки или со стихов?

— С музыки, я начинаю с музыкального образа. И, кстати, не могу сказать, что с детства любил поэзию. Но вот как-то так получилось, что через песни я стал ею интересоваться и сейчас очень люблю стихи. У меня есть мои любимые поэты: Бродский, Цветаева, и я достаточно часто читаю стихи. Иногда сам пишу тексты, но не могу сказать, что я поэт, скорее подтекстовщик...

— Ваша группа «Любэ» — это уже практически классика. А помните, как и с чего все начиналось?

— Мы начали заниматься этим тогда, когда наша страна была разрушена. Ездили по гастролям, в магазинах были пустые прилавки. Не было никакой еды вообще, нас кормили в каких-то заводских столовых. Это было самое начало 90-х...

Нас часто обвиняют в том, что эта группа — специальный заказ, чтобы поднять патриотический дух. Но это все не так, никакого заказа не было. Первой патриотической песней «Любэ» была «Батька Махно». Патриотической даже не по словам, а по духу. Потом «Комбат», «Давай за…». Они появились не потому, что нас кто-то просил, это был такой настрой.

Мы с Николаем Расторгуевым по творчеству родом из того периода, когда никто не слушал песни на русском языке. Но патриотика, видимо, как-то всосалась в кровь, еще когда мы были маленькими, через песни родителей, советские фильмы…

— Ну а какие планы на будущее? Или сейчас строить планы бессмысленно?

— Да нет, почему... К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне мы с группой «Любэ» записали две новые песни. Возможно, они станут саундтреком к фильмам про войну. Есть и другие, более глобальные планы. Когда-то я был просто композитором, потом стал композитором-продюсером. А сейчас мне хочется построить в Москве «Город музыки»…

— Так, интересно. Что же вы затеяли?

— Фундамент уже заложен на северо-западе Москвы. Там уже есть большой студийный комплекс — осталось возвести концертный зал, музыкальную академию и общежитие для студентов. И там будет все для музыки. Для кино в нашей стране многое есть — это и «Мосфильм», и «Ленфильм», и так далее. А для музыки ничего нет. Я чувствую, что наш жанр немного обделен вниманием. Сейчас молодежь с удовольствием слушает песни на русском языке, чего не было 20 лет назад. Поэтому это мой главный проект сейчас. И с ним связаны все мои надежды…

Александра Семенова

Фото: PERSONA STARS,

В. Тараканова.

Источник: mirnov.ru